В середине июля 1941 года немецкие войска рвались к Москве. На их пути стоял Смоленск. Немцы теснили советские войска и фактически окружили 16-ю и 20-ю армии северо-западнее, севернее и северо-восточнее Смоленска. Образовался «Смоленский котел». Из воспоминаний члена Военного совета 16-й армии генерал-майора Лобачева А.А.: «26 июля части 20-й армии соединились с нашими частями в районе Смоленска и заняли оборону рядом с боевыми порядками 16-й армии. Потери в частях 20-й велики, вооружения не хватает…» Из мемуаров Маршала Советского Союза Еременко А.И. (в июле 1941 году – заместитель командующего Западным фронтом): «28 июля обстановка для 16-й армии обострилась. Чтобы не оказаться окруженной по частям, ей пришлось окончательно оставить Смоленск и отходить, что было сделано в ночь с 28 на 29 июля 1941 года». 2 августа командующий 20-й армией генерал-лейтенант Курочкин П.А. отдал приказ начать отход за реку Днепр. Отступающим 16-й и 20-й советским армиям 1-6 августа 1941 года предстояло ликвидировать «Смоленский котел», переправиться через Днепр и, сохранив людей и технику, занять новую линию обороны на восточном берегу Днепра.
Прорыву двух армий из «котла» способствовали действия оперативной группы под командованием генерал-майора Рокоссовского К.К., оттянувшей на себя значительные силы немцев. Главные силы 16-й и 20-й армий, прикрываясь подвижной обороной выделенных для этого частей, продвигались к переправам через Днепр и одновременно вели непрерывные бои.
Переправа через Днепр была связующей нитью героически оборонявших Смоленск частей 16-й и 20-й армий с основными силами Западного фронта. Переправ было несколько. 27 июля 1941 года фашисты сумели захватить западный берег р. Днепр в районе д. Соловьево, прервав основные коммуникации материально-технического обеспечения фронта. Они стремились переправиться на восточный берег реки и полностью нарушить снабжение советских войск. Гитлеровцы беспрерывно атаковали отходившие части. Очистить коммуникации от фашистов и овладеть Соловьевой переправой к 1 августа не удалось. Советским командованием было принято решение изменить направление прорыва армий южнее, в район болотистой местности у села Ратчино, где также существовала переправа через Днепр. Сводным отрядом, который прикрывал переправу советских войск, командовал полковник Лизюков Александр Ильич.
Из отчета начальника инженерного управления Западного фронта: «Из имеющихся переправочных средств наиболее устойчивым под огневым воздействием показал себя понтонный парк Н2П. Переправы через р. Днепр многократно подвергались бомбежке авиацией противника. Пробитые понтоны оседали на дно, на осевшие понтоны укладывался подручный материал, и переправа продолжала действовать. Переправа из лодок А-3, будучи подверженной сильному огню противника, была разрушена, и лодки окончательно вышли из строя». Лодки А-3 были резиновыми и при попаданиях пуль и осколков приходили в негодность».
Как была организована переправа?
Фашисты стремились перерезать коридор, связывающий отступающие войска с главными силами фронта: ударами с севера и запада разгромить остатки двух советских армий. Немецкая авиация постоянно бомбила переправы, чтобы не дать советским частям ускользнуть. В западном районе д. Рыжково немецкие войска установили крупнокалиберную артиллерию, которая вела огонь по переправе. Непрерывный немецкий обстрел привел к хаотичности на переправе. Когда две переправы были разбомблены, хаос достиг критической отметки. На подступах к мосту была выставлена охрана. Сапёры, трудились самоотверженно. Мост наводили на поплавках. Помогали пехотинцы и жители деревни. Они вместе с бойцами разбирали дома и таскали бревна к реке. К утру 3 августа мост был готов. Первые воинские части начали переправу 2 августа в 6 часов по наведенным переправам и вброд. По переправам двигались повозки с ранеными, легкая артиллерия и миномёты, автомашины. Бойцы и командиры переходили реку вброд. 3 августа с рассветом переправа продолжилась. Согласно донесению командира первой батареи реактивной артиллерии «Катюша» капитана Флерова И.А., 3 августа 1941 года через реку Днепр были переправлены семь установок БМ-13. Личный состав батареи перенес на себе с западного на восточный берег Днепра 113 из 120 имевшихся в наличии снарядов. С 9 до 10 утра немецкая авиация безостановочно бомбила переправу и разрушила её. Горели машины и повозки на обоих берегах реки. Была сожжена деревня Ратчино. Советские истребители дважды пытались «перекрыть небо». 3 августа к 16часам из окружения по переправе вышло около 2100 человек из состава 16-й армии и около 1600 человек из 20-й армии. Вся западная пойма Днепра шириной от одного до двух километров была забита обозами и машинами с ранеными. 4 августа был единственный день, когда советская авиация не допустила бомбёжки переправы. 5 августа шло восстановление разрушенных немецкой авиацией переправ, а ночью переправлялись войска и техника в тыл и подавались различные грузы частям на правом берегу. К утру 6 августа переправа была закончена. Прикрывая сосредоточение частей 20-й армии, 144-я и 153-я стрелковые дивизии вели бои на левом берегу Днепра. Остальные соединения армии выводились в тыл. 16-я армия, прикрываясь обороной частей 129-й и 46-й стрелковых дивизий, остальными силами сосредотачивалась в районе Дорогобужа, выходя во фронтовой резерв.
Из воспоминаний Колденкова С.Н.: «Была организована подача боеприпасов, горючего и продовольствия частям, ведущим бои на правом берегу. Из-за разрушения переправ горючее подавали ведрами по штурмовым мостикам. Из-за нехватки горючего, а также из-за невозможности переправиться по мостам, солдаты загоняли технику в реку, чтобы та не досталась врагу, и переправлялись через Днепр вплавь. Многие, кто не умел плавать, тонули».
Из наградного листа капитана Салбиевой В.И. (к присвоению звания Героя Советского Союза): «…4.8.41 г. будучи командиром штабной роты связи, тов. Салбиева со своей ротой связи, при подходе к переправам на р. Днепр у дер. Ратчино, Головино, была отрезана немцами (полк 8 пд [пехотной дивизии] немцев) и оказалась на участке одной из дивизий 5 мех. корпуса, которая залегла и не продвигалась. Тов. Салбиева личным примером и после неоднократным применением оружия, подняла не только свое подразделение, но и находящихся бойцов и командиров 5 МК [механизированного корпуса], и лично повела их в атаку, в результате полк 8 пд немцев был полностью уничтожен, и наши части овладели переправами, что позволило вывести не только пехоту, но матчасть артиллерии и танков, буксируемых уцелевшими тракторами».