В ДАННЫЙ МОМЕНТ САЙТ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПРОСИМ ПРОЩЕНИЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ НЕУДОБСТВА
О известных людях Смоленщины: Павел Игнатьевич Гроховский

О известных людях Смоленщины: Павел Игнатьевич Гроховский

Уроженец города Вязьмы, Павел Игнатьевич Гроховский – российский конструктор, военный летчик, парашютист, изобретатель – пользовался популярностью в авиационных кругах в 1931–1936 годов.
Павел Гроховский создал первые в мире хлопчатобумажные парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолетов.
Он был известен в основном как автор многих работ по парашютно-десантной специальности, давших много удачных решений, особенно ценных в период становления в СССР парашютного дела. С осени 1934 года П.И. Гроховский возглавил экспериментальный институт ГУАП по работам РККА с филиалом в Ленинграде.
Первые изобретения Гроховского датируются 1927 годом, когда он служил военным лётчиком в Новочеркасске. Для тренировки в бомбометании пилоты использовали цементные бомбы. Их не хватало. Гроховский придумал дешёвые учебные бомбы из глины. Они начинялись цветным мелом: красным, синим, жёлтым, зелёным. Для каждого лётчика – своим, чтобы сверху сразу было видно, чья бомба попала в цель.
Затем изобрёл удобную маршрутную карту для лётчиков и усовершенствовал воздушную мишень – матерчатый конус, по которому истребители вели огонь, тренируясь в стрельбе. О необыкновенном изобретателе узнали в Москве, и скоро Гроховский стал лётчиком-испытателем Научно-исследовательского института ВВС.
Опыты по сбрасыванию с самолетов на парашютах автомобилей, артиллерийских орудий, легких танков, бочек с бензином, оружия и хрупких грузов в специальных мешках-барабанах или коробах, людей в специальных контейнерах производили тогда большое впечатление и побуждали к дальнейшей творческой работе многих изобретателей и конструкторов парашютного дела.
Когда П. И. Гроховский возглавил институт и возможности для конструкторской работы возросли, он стал заниматься и самолетами. В 1934–1936 годах в институте производилась постройка пяти самолетов, опытных и экспериментальных, иногда не имевших отношения к парашютным делам. При этом Гроховский обычно задавал схему самолета, а разработку вели другие конструкторы. Коллектив института был дружный, спаянный и творческий.
Павел Игнатьевич считал, что главное в работе – составляют новые идеи. Их носителями, как правило, являются люди молодые, бесстрашные, способные пойти на риск. И таких людей он набирал, поэтому стремились к нему. Секрет обаяния личности Гроховского заключался во многих чертах. Он смело перешагивал границу начальственной недоступности и становился для каждого только старшим, более умудренным товарищем.
При этом личность Гроховского всегда являлась источником всего дерзкого, непривычного, бесстрашного и рискованного. Это вызывало восхищение или пугало. Равнодушных не было. Были энтузиасты, были противники (последние чаще маскировались), попадались враги (вернее, подсылались) явные, убежденные, открытые. Нередко они были защищены высокими связями.
Но и сегодня, изучая его деятельность, можно уверенно говорить, что примером для нас является личное отношение Гроховского к делу всей своей жизни, страстная  убежденность в необходимости его труда Родине, умение во имя этого рисковать головой и репутацией, брать на себя бремя ответственности.
В общей сложности Гроховскому принадлежали более сотни самых различных изобретений. В их числе и летающий танк, и способ дозаправки самолётов в воздухе, и экраноплан – крылатый аппарат на «воздушной подушке», и стратосферный планер для полётов на огромных высотах. Многие изобретения Гроховского, казавшиеся когда-то невыполнимыми, нашли широкое применение, но большей частью уже без него.

Добавить комментарий

Закрыть меню